Кариес – самая распространенная стоматологическая проблема. По статистике, в течение жизни он развивается у 100% пациентов. Поэтому кариес – один из самых частых причин обращения в клинику. Именно с кариеса, не вылеченного вовремя, начинается большинство серьезных стоматологических проблем.

Эмаль – самая прочная ткань в организме человека, сопоставимая даже с алмазом. Однако под воздействием неблагоприятных факторов она начинает терять прочность – деминерализуется, размягчается и становится уязвимой для бактерий, вызывающих кариес. В запущенной форме кариес переходит в пульпит – гораздо более серьезное состояние, сопровождающееся острой болью и требующее более глубокого вмешательства и вложения немалых средств .

Стадии кариеса

Развиваясь, кариес постепенно проходит четыре этапа:

1. Стадии пятна. Такой кариес не вызывает никаких ощущений и выглядит просто как пятно на эмали, чаще всего матового белого цвета. Это единственная обратимая стадия кариеса: при своевременном обращении к врачу и адекватной реминерализующей терапии поврежденный участок восстанавливается, кариес не прогрессирует.

2. Поверхностный кариес. Эмаль частично разрушена, требуется убрать пораженные ткани с помощью бора и установить пломбу из жидкотекучего светоотверждаемого композита.

3. Средний кариес. Полость углубляется, кариозный процесс проникает под эмаль и затрагивает верхний слой дентина. Могут появиться неприятные ощущения, реакция на горячее и холодное. Требуется более глубокое вмешательство с восстановлением одной или нескольких поверхностей.

4. Глубокий кариес. Здесь разрушение достигает глубокого слоя дентина, неприятные ощущения становятся более выраженными. Есть реакция на горячее, холодное, может болеть. Требуется значительное вмешательство, которое требует от врача большой аккуратности, если полость очень близка к пульпе (нервной ткани).

Дефект пломбы Обработка полости зуба Восстановленная эмаль центрального зуба
дефект
пломбы

обработка
полости
с применением
коффердама
готовая
реставрация

После того, как кариозный процесс преодолевает естественный барьер – эмаль, разрушение идет значительно быстрее. Это связано с тем, что внутренняя ткань (дентин) более мягкая и уязвимая. Глубокий кариес легко переходит в пульпит – воспаление нервно-сосудистой ткани. Пульпит заявляет о себе острой болью и требует удаления пораженной пульпы. Депульпированный зуб становится более хрупким, срок его службы сокращается.

Как проходит процедура

Она заключается в том, чтобы удалить все пораженные ткани максимально бережно по отношению к здоровым его частям. Современные технологии и тонкие боры позволяют сделать обработку минимальной.

После удаления разрушенных тканей, проводят восстанавление светоотверждаемым композитом. Для восстановления используется метод художественного восстановления: пломба в точности повторяет цвет и рельеф настоящего. При правильно проведенных манипуляциях граница неразличима.

Зубы, нуждающиеся в восстановлении эмали Восстановление эмали на жевательной поверхности зуба
Пломбы
на жевательной
поверхности